Preview

Георесурсы

Расширенный поиск

О возможностях запуска регионального пилотного проекта по развитию низкоуглеродной экономики в Республике Татарстан

https://doi.org/10.18599/grs.2021.3.4

Аннотация

Декарбонизация мировой экономики – один из главных трендов глобального развития последнего десятилетия. Уже более 120 стран заявили о планах достижения углеродонейтральности к середине века. Среди них – крупнейшие торговые партнеры России, включая Европейский союз, Китай, Японию, Республику Корея, Казахстан, а также США. Амбиции подкрепляются ужесточением углеродного регулирования: системы ценообразования на углерод выстроены уже в 64 странах и регионах. В крупнейшей такой системе – европейской – цена на углерод уже превысила 50 евро за тонну выбросов.
Значительные усилия в области декарбонизации предпринимаются на уровне многих отраслевых объединений (например, в гражданской авиации, морских перевозках, металлургии, нефтегазовой промышленности и т.д.), на уровне отдельных компаний (многие из них объявляют о целях обеспечения углеродонейтральности и введении внутренних цен на углерод), а также на уровне финансового сектора. Развиваются стандарты раскрытия корпоративной информации о выбросах и о стратегиях их сокращения, в частности CDP и TCFD.
Параллельно разрабатываются способы давления на конкурентов, не желающих нести издержки, связанные с сокращением выбросов парниковых газов. Примером может выступать пограничный компенсационный углеродный механизм (CBAM), который будет запущен Европейским союзом с 2023 г. Все эти тенденции означают, что низкий углеродный след продукции становится не просто бонусом в конкурентной борьбе, а необходимым условием присутствия любой компании на международном рынке. Компании с высоким углеродным следом сталкиваются с менее благоприятными условиями предоставления заемных средств, с пограничными барьерами, а также с растущим давлением со стороны покупателей, как корпоративных, так и индивидуальных.
В связи с этим развитие низкоуглеродной экономики в России является неизбежным для минимизации издержек, связанных с нарастающим регулированием на международных рынках. Особенную актуальность этот вопрос приобретает для экспортоориентированных регионов с высоким углеродным следом, к числу которых относится Республика Татарстан. По нашему мнению, запуск пилотного проекта по регулированию выбросов парниковых газов в этом регионе важен не только в целях непосредственного сокращения выбросов, он также может поддержать конкурентоспособность компаний Татарстана на международных рынках и способствовать привлечению инвестиций в регион как от российских, так и зарубежных инвесторов. В данной работе мы обосновываем необходимость запуска такого пилотного проекта. Вместе с тем, опираясь на действующий российский и международный опыт с одной стороны и отталкиваясь от особенностей экономики Республики с другой, мы демонстрируем схему, посредством которой такой проект может быть организован.

Об авторах

И. А. Макаров
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Игорь Алексеевич Макаров – доцент, руководитель департамента мировой экономики, заведующий научно-учебной лабораторией экономики изменения климата

Москва, М. Ордынка ул., д. 17



Е. Э. Музыченко
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Евгения Эдуардовна Музыченко – стажер-исследователь, научно-учебная лаборатория экономики изменения климата

Москва, М. Ордынка ул., д. 17



Список литературы

1. Башмаков И.А. (2020). Стратегия низкоуглеродного развития российской экономики. Вопросы экономики, 7, с. 51–74. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-7-51-74

2. Макаров И.А., Степанов И.А. (2017). Углеродное регулирование: варианты и вызовы для России. Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика, 6, с. 3–22.

3. Макаров И.А., Суслов Д.В., Степанов И.А., Серова Д.А. (2021). Поворот к природе: новая экологическая политика России в условиях зелёной трансформации мировой экономики и политики. Под ред. С.А. Караганова. М.: Международные отношения.

4. Отчет об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2019 год. https://gossov.tatarstan.ru/file/gossov/docs/other_6354.pdf

5. Парижское соглашение. Рамочная конвенция ООН об изменении климата (2015). https://unfccc.int/resource/docs/2015/cop21/rus/l09r.pdf

6. Порфирьев Б.Н., Широв А.А., Колпаков А.Ю. (2020). Стратегия низкоуглеродного развития: перспективы для экономики России. Мировая экономика и международные отношения, 64(9), c. 15–25. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-9-15-25

7. Решетников М. (2021). Рассчитываем на содержательный диалог с Еврокомиссией по ТУРу. Минэкономразвития России. https://economy.gov.ru/material/news/maksim_reshetnikov_rasschityvaem_na_soderzhatelnyy_dialog_s_evrokomissiey_po_turu.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&nw=1626284676000

8. Федеральный закон «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» от 26.07.2019 N 195-ФЗ

9. Benefits of Emissions Trading: Taking Stock of the Impacts of Emissions Trading Systems Worldwide (2018). ICAP. https://icapcarbonaction.com/en/?option=com_attach&task=download&id=575

10. Calel R., Dechezleprêtre A. (2014). Environmental Policy and Directed Technological Change: Evidence from the European carbon market. https://personal.lse.ac.uk/dechezle/Calel_Dechezlepretre_2014.pdf

11. Carbon Border Adjustment Mechanism (2021). European Commission. https://ec.europa.eu/info/files/carbon-border-adjustment-mechanism_en

12. Emissions Trading Worldwide. ICAP Status Report (2021). Berlin: International Carbon Action Partnership. https://icapcarbonaction.com/en/icap-status-report-2021

13. Goulder L.H., Schein A. (2013). Carbon Taxes vs. Cap and Trade: A Critical Review. https://ssrn.com/abstract=2308219

14. IRENA(2020).Renewable Power GenerationCostsin 2019.International Renewable Energy Agency, Abu Dhabi. file:///C:/Users/Daria/Desktop/TEMP/IRENA_Power_Generation_Costs_2019.pdf

15. Makarov I.A., Chen H., Paltsev S. (2020). Impacts of climate change policies worldwide on the Russian economy. Climate Policy, 20(10), pp. 1242–1256. https://doi.org/10.1080/14693062.2020.1781047

16. World Bank. State and Trends of Carbon Pricing (2021). Washington, DC:World Bank. https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/35620

17. Zhu J., Fan Y., Deng X. et al. (2019). Low-carbon innovation induced by emissions trading in China. Nat Commun, 10. https://doi.org/10.1038/s41467-019-12213-6


Рецензия

Для цитирования:


Макаров И.А., Музыченко Е.Э. О возможностях запуска регионального пилотного проекта по развитию низкоуглеродной экономики в Республике Татарстан. Георесурсы. 2021;23(3):24-31. https://doi.org/10.18599/grs.2021.3.4

For citation:


Makarov I.A., Muzychenko E.E. On the possibilities of launching a regional pilot project for the development of a low-carbon economy in the Republic of Tatarstan. Georesursy = Georesources. 2021;23(3):24-31. (In Russ.) https://doi.org/10.18599/grs.2021.3.4

Просмотров: 143


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1608-5043 (Print)
ISSN 1608-5078 (Online)