Георесурсы России на фоне внешних и внутренних перемен
Аннотация
В послании Филипп II призвал спартанцев немедленно сдаться, потому что «если я захвачу Спарту силой, то беспощадно уничтожу всё население и сравняю город с землёй!» На это спартанцы ответили одним словом: «Если».
Подобная притча как нельзя кстати подходит для описания текущего момента. Если будет продолжаться падение мировых цен на сырую нефть... Если доля экспортного американского СПГ продолжит расти на мировом рынке... Если Китай продолжит сокращать потребление ископаемого топлива… Если Индия станет больше закупать венесуэльской или иракской нефти… Если страны ОПЕК+ продолжат наращивать добычу нефти… Если Аргентина и Гайана будут увеличивать свою нефтяную долю на мировом рынке… Если Саудовская Аравия распакует свои резервные мощности по добыче… Если нефтегазовые мэйджоры Shell и TotalEnergies, «наигравшись» с ВИЭ, начнут делать ставку на СПГ… Если Европейский союз к 2027 году окончательно попрощается с российскими энергоресурсами… Если «Сила Сибири-2» будет построена к тому моменту, когда мировая цена на СПГ будет составлять $150 за 1000 кубометров… Если Турция прислушается к «просьбам» и перекроет каналы газового транзита...
Если… если… если…
А что мы противопоставляем этим «если»?
Энергетическую стратегию до 2050 года, в которой планируемые годовые уровни добычи российских энергоносителей соответствуют лучшим временам начала ХХI века, на фоне обвального истощения месторождений-гигантов советского периода?
Концепцию развития ресурсной базы УВС ХМАО-Югра до 2050 года, где повторяются заклинания «увеличить инвестиционную привлекательность», «повысить эффективность старых месторождений», «совершенствовать систему информационного обеспечения» и т.д. и т.п.?
Круглогодичную навигацию по Севморпути для экспорта СПГ и сырой нефти в страны АТР?
Увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль на фоне роста доли трудноизвлекаемых, читай, нерентабельных запасов УВС?
«Возрождение легенды» в арктических широтах Якутии, где скудными средствами госбюджета планируют найти нефтегазовые месторождения, которые, если и будут найдены, в обозримые десятилетия останутся за гранью экономической разумности освоения?
Рост количества технологических полигонов на фоне 15 лет безуспешных попыток дать промышленную добычу УВС из баженовских, доманиковых, хадумских и прочих нефтематеринских горизонтов?
В ближайшем будущем мир ожидает потенциально крупный переизбыток нефти и газа на рынке. И останутся только те компании, кто сумеет обеспечить рентабельность всего цикла производства в линейке «Upstream – Downstream». Но это будет возможно только при условии, когда налоговая политика будет стимулировать компании к модернизации и не будет субсидировать сохранение отсталых производств за счет средств бюджета и других налогоплательщиков.
И уже по традиции, о позитивных новостях
Чтобы уберечь свой газовый сектор от вторичных санкций, Китай выделил порт Бэйхай, не имеющий международных связей, для регулярного приема СПГ, полученного с «Арктик СПГ 2». Уже третий танкер со сжиженным газом разгрузился в этом порту.
Искренне ваш,
Главный редактор журнала «Георесурсы»
Директор по геологоразведке ООО «ПЕТРОГЕКО»,
Член-корреспондент РАЕН, к.г.-м.н.
Александр Владимирович Соколов
Об авторе
А. В. СоколовРоссия
Александр Владимирович Соколов, главный редактор журнала «Георесурсы», член-корреспондент РАЕН, директор по геологоразведке, к. г.-м. н.
Нижневартовск
Рецензия
Для цитирования:
Соколов А.В. Георесурсы России на фоне внешних и внутренних перемен. Георесурсы. 2025;27(3):1.
For citation:
Sokolov A.V. Georesources of Russia against the background of external and internal changes. Georesursy = Georesources. 2025;27(3):1. (In Russ.)